Когда кто-то говорит о КНР (Китайской Народной Республике), мы представляем себе социалистическую страну со стилем жизни, мало отличающимся от бывшего СССР, конечно, с примесью азиатского колорита. Отчасти такое мнение соответствует действительности, и во многих провинциях Китая турист не увидит ничего интересного, кроме промышленных комплексов и бесконечных сельскохозяйственных плантаций. Однако есть в этой стране место, которое не похоже на весь остальной Китай, более того, это место вообще не имеет аналогов в мире. Речь идет о Гонконге.
Немного о географии
С географической точки зрения – это остров, который граничит с еще с 260-тью клочками суши на побережье Южно-Китайского моря.
Формально Гонконг является частью КНР, но представляет собой особый административный район, обладающий автономией. Именно последний факт и удачное для торговли расположение способствовали тому, что Гонконг стал гордостью всей Азии. Бывший аванпост Британской Империи превратился в один из крупнейших экономических центров мира, огромный торговый порт, популярный туристический и развлекательный центр и, конечно, поражающий воображение мегаполис. На этом острове можно без труда снимать фантастический фильм о далеком будущем, так как он представляет собой сверкающее царство стекла, бетона, монументальных конструкций и яркого неонового освещения.
В центральной части жизнь бурлит круглосуточно, дневная деловая суета сменяется бурными ночными развлечениями, на улицах всегда очень людно, между многочисленными небоскребами снует разнообразный транспорт, а в небе пролетают вертолеты. Несмотря на высокую урбанизацию и огромный наплыв туристов, местные власти следят за экологией города и чистотой улиц. В Гонконге достаточно много зелени, встречаются живописные парки и искусственные водоемы.
Но главная достопримечательность города – это его уникальный стиль жизни. Гонконг не спит никогда, здесь круглосуточно либо развлекаются, либо любуются историческими достопримечательностями, либо зарабатывают деньги. Скучать в Гонконге не приходится, так что если вы приехали в этот город, будьте готовы окунуться в настоящий поток из эмоций и впечатлений. Для туристов здесь имеется, пожалуй, самый широкий спектр развлечений — от вполне стандартных экскурсий и шопинга до ночных визитов в стрип-клубы или экстремального спорта. Индустрия развлечений в Гонконге поставлена на государственный уровень как одна из самых доходных сфер бизнеса. Однако не стоит думать, что город старается подкупить туриста только круглосуточным графиком и количеством заведений, качество обслуживания здесь также на высшем уровне. Для гостей города, как и для его жителей, создаются максимально комфортные и удобные условия. Яркий пример – транспорт: несмотря на плотный пассажиропоток, добраться из одного района Гонконга в другой не так уж и сложно.
Этот экзотический город густонаселен, даже по меркам Китая: на острове живет по меньшей мере 7 миллионов человек. Количество приезжих и туристов с трудом поддается подсчету, ведь каждый день сотни тысяч человек прибывают на побережье с деловыми или развлекательными целями. В городе имеются представительства практически всех известных авиакомпаний, в порту швартуются лайнеры и грузовые корабли. Вся эта огромная масса людей пользуется транспортом, чтобы добраться до места назначения или просто организовать для себя небольшую экскурсию по этому красивому и необычному острову.
Эпитет «необычный» упомянут не просто так: Гонконг – это островная и гористая местность, поэтому здесь можно увидеть самые разнообразные виды транспорта. Морские паромы курсируют между небольшими островами и соединяют центральную часть города с полуостровом Колун и материковым Китаем, вертолеты совершают частные панорамные полеты или транспортируют важных деловых гостей на специально оборудованные площадки высотных бизнес-объектов, к горным районам тянется фуникулерное сообщение . К менее экзотическим видам транспорта можно отнеси скоростное метро, большие и маленькие автобусы, трамваи и, конечно, символ любого мегаполиса – такси. Если вы намерены посетить Гонконг и при этом не потратить целый день на путешествие в общественном транспорте, стоит подробнее рассмотреть каждый его вид.
Итак, в большинстве случаев туристы прибывают в Гонконг на самолете, их встречает международный аэропорт Чхеклапкок. Этот объект принимает не только гостей города, сюда прилетают и желающие посетить материковый Китай, ведь эта область самая восточная и является воротами Юго-Восточной Азии. Чем известен аэропорт Чхеклапкок, чего ждать от него туристам? Он расположен на отдельном острове, имеет два больших международных терминала и ежегодно пропускает через себя до 50 миллионов пассажиров. Несмотря на такое колоссально количество человек, аэропорт признан одним из самых комфортных и обладает множеством наград за качество обслуживания. Из аэропорта туристы могут попасть в город по специальной линии метро Airport Express, ожидая автобуса на закрытой станции Airport-Mainland Coach Station (более 250 рейсов в различных направлениях, в том числе и отдельных туристических) или сев на паром в терминале SkyPier. Таким образом, остров Чхеклапкок является важным транспортным узлом всего региона, который соединяет аэропорт с Центром Гонконга, удаленными островами региона и материковой частью КНР.
Метро
Если вы торопитесь и не интересуетесь автобусными экскурсиями, то оптимальный выбор – это метро. Не стоит пугаться этого вида транспорта, в Гонконге он представлен современными, скоростными и комфортными локомотивами, местный метрополитен не является таким опасным местом, как его аналог в Нью-Йорке, Париже или Москве. Станции этого вида транспорта можно легко отыскать по специальному символу, похожему на русскую букву «Ж». На одну станцию ведут не два входа/выхода, их может быть до двадцати. Но туристы никогда не заблудятся, так как все указатели в этом городе дублируются на английском, это относится и к голосовому оповещению в вагонах локомотива.
В Гонконге функционирует десять отдельных линий метро: Island, Tsuen Wan, Kwun Tong, Tung Chung, Tseung Kwan O, West Rail, East Rail, Airport Express, Ma On Shan и Disneyland Resort. Из аэропорта вы будете путешествовать именно по туристической Airport Express. Начало работы ветки 05:50 утра, последний поезд отправляется из аэропорта в 00:48 ночи. Долго ждать не придется – интервал между прибытиями всего 12 минут. По ветке курсирует локомотив повышенной комфортности, это очень быстрый электропоезд, двигающийся между станциями со скоростью 130 км/ч. Таким образом, дорога из аэропорта Чхеклапкок до центра Гонконга займет не больше 25 минут. Вагоны Airport Express, как и во всех других ветках, оборудованы кондиционерами. Что примечательно — в гонконгском метро поразительно чисто и безопасно: поручни и все ручки регулярно дезинфицируются, перрон от транспортных рельсов ограждает специальное стекло (даже надземные перроны), на стациях дежурят сотрудники службы безопасности. Кроме комфортной атмосферы гостей города порадует и наличие нормальной мобильной связи в метро, сигнал не пропадает, а сам локомотив движется бесшумно, не мешая разговору.
Что же касается стоимости такого путешествия, то туристам стоит знать, что она в гонконгском метро не фиксированная. Это означает, что затраты на поездку зависят от дальности. Автоматическая система высчитывает стоимость, когда вы указываете конечную станцию, и снимает ее со специальной платежной транспортной карты. Турист может приобрести проездные документы на метро или универсальную карточку Octopus. Стоит обратить внимание на предложения: Tourist Day Pass – однодневный полный проездной за 55 гонконгских долларов, Child Tourist Day Pass – за 25.
При этом путешествия по линии Airport Express, East Rail Line (первого класса) и поездки на материковые станции Lo Wu и Lok Ma Chau имеют свои собственные тарифы. Для ветки Airport Express можно купить билет Airport Express Travel Pass, который обойдется в 220 и 300 гонконгских долларов (одна поездка или две поездки до конечной соответственно). Кроме этого, такой билет дает право 3 дня бесплатно ездить на основном городском метро. Если ваш рейс прилетел в утренние часы (с 7 до 10), то стоимость проезда на метро до центра обойдется всего в 20 гонконгских долларов, это специальная акция.
Если вам показалась слишком трудной система покупки проездных документов, то просто обзаведитесь Octopus Card. Она легко пополняется, принимается в любом виде транспорта, ею можно даже расплатиться в некоторых фастфудах. Путешествия на ветке Airport Express полезны еще и тем, что на станциях в центре Гонконга (Kowloon и Hong Kong) можно зарегистрироваться на посадку заранее (от 1,5 часов до суток). Это сэкономит вам время, если позвонить в аэропорт не удается.
Автобусы
Вторым по популярности видом транспорта в Гонконге после метро являются пассажирские автобусы. В городе имеются большие рейсовые машины транспортных компаний и микроавтобусы различных размеров. Рассмотрим особенности путешествия на каждом из видов.
Сеть качественных автомобильных дорог покрывает сам центральный остров, материковую часть Китая, прилегающий полуостров Колун и Новые Территории. До удаленных островов таким способом не добраться, однако между основными районами города имеются автомобильные мосты и туннели. Рейсовые автобусы принадлежат трем перевозчикам: Citybus, Kowloon Motor Bus, New World First Bus. Владея английским языком, вы без труда узнаете направление движения конкретного автобуса, конечная остановка написана крупно на стекле. Вы можете сесть в одноэтажную или двухэтажную машину, все они имеют комфортный салон и оборудованы кондиционерами. С учетом насыщенного трафика автобусы — это не самый быстрый способ путешествовать по Гонконгу, однако именно на этом транспорте вы можете любоваться зелеными пейзажами и рассматривать необычную архитектуру города. Двухэтажные махины с броскими рекламными изображениями курсируют по основным маршрутам города, часто останавливаются, и у туристов есть возможность делать фотографии или разглядывать бесконечный поток пешеходов.
В рейсовых автобусах Гонконга стоимость проезда также зависит от расстояния. Вы производите оплату при входе, водитель принимает наличные (монеты и бумажные гонконгские доллары) и все ту же универсальную карту Octopus.
Имеются в Гонконге и привычные российскому туристу маршрутки, однако местные микроавтобусы совершенно не похожи на отечественные. В первую очередь – это комфортные авто европейского производства, рассчитанные на посадку в среднем 16-ти пассажиров. Никаких стоящих людей вы здесь не увидите, безопасность на дорогах в этой стране соблюдается строго, так что не удивляйтесь и наличию пассажирских ремней безопасности.
Однако путешествие на таком виде транспорта имеет одну важную особенность, о которой туристам следует знать, прежде чем садиться в первый попавшийся микроавтобус. В Гонконге существуют две разновидности маршруток. Зеленые машины – это маломестная разновидность рейсовых автобусов. Здесь вы также расплачиваетесь при входе по нефиксированному тарифу и путешествуете по обычному маршруту. Красный микроавтобус – транспорт со свободным маршрутом, своеобразная разновидность «общественного такси». Пассажиры садятся в него и едут до тех пор, пока не захотят выйти – остановки здесь осуществляются по требованию. Оплачивается такое путешествие при выходе, однако без знания местного языка (кантонский) и города вы вряд ли доберетесь в нужное место.
Как отыскать автобусную остановку в Гонконге? На тротуарах стоят специальные знаки желтого цвета (рейсовые автобусы также зачастую именно этого цвета), а на дороге рядом можно увидеть очень крупные надписи белыми буквами. Разметка написана местными символами, но также дублируется и на английском: BUS STOP. Интервал между прибытием автобусов небольшой, а расписание, указанное на знаке, соблюдается строго. Стоит заметить, что передвижение на таком транспорте безопасное и удобное, вы не встретите невежливых или неосторожных на дороге водителей, так как компании-перевозчики напрямую контролируются муниципалитетом города.
Чтобы не ошибиться с выбором маршрута, ориентируетесь по карте Гонконга, которую часто можно найти у автобусных остановок. Также запомните названия операторов, чтобы знать куда ехать: Citybus – центральная часть острова Гонконг, Kowloon Motor Bus – полуостров Колун, New World First – Новые Территории, New Lantao Bus – центр острова Лантау, Long Win Bus – север острова Лантау и аэропорт.
Трамваи
Если вы решите осмотреть северную часть острова Гонконг, которая является деловым районом города, или хотите побывать в ярких восточных кварталах, то имеет смысл воспользоваться трамваем. Этот вид транспорта и сам по себе является достопримечательностью Гонконга: трамвайное сообщение центрального района существует уже более ста лет. Первые рельсы проложили еще в 1904 году, а подвижной состав остался неизменным с 30-х годов двадцатого века. Конечно, некоторые старинные трамваи были заменены на современные образцы, но эти аналоги в угоду туристам были выполнены в точности как исторические. Прокатиться на таком необычном двухэтажном транспорте – это удивительное развлечение. Вы почувствуете контраст: архаистический трамвай образца начала прошлого века движется по улицам футуристического города из пластика и бетона. Стекла в таком транспорте моются до блеска, если занять место на втором этаже, то с такой смотровой площадки очень удобно любоваться Гонконгом.
Удовольствие прокатиться на трамвае – это, пожалуй, самое дешевое развлечение в этом городе. Проезд в любую точку маршрута для взрослого пассажира обойдется в 2,3 гонконгских долларов, детский билет стоит 1,2, а для людей преклонного возраста – 1. Оплатить проезд можно водителю у передней двери, когда вы выходите из трамвая, посадка производится через заднюю дверь. Принимаются мелкие наличные деньги или универсальная Octopus Card.
Найти трамвайные остановки можно по специальным табличкам, их достаточно много на маршруте, примерно через каждые 250 метров следования транспорта. Долго ждать трамвай не придется, подвижных составов на линии в избытке, и интервал ожидания не более двух минут.
Если вы точно решили прокатиться на этом необычном виде транспорта и не хоте заблудиться, то стоит запомнить названия районов, через которые проходят шесть основных маршрутов. Туристические двухэтажные трамваи соединяют: Shau Kei Wan и Western Market, Shau Kei Wan и Happy Valley, North Point и Shek Tong Tsui, Shek Tong Tsui и Causeway Bay, Happy Valley и Kennedy Town, Kennedy Town и Shau Kei Wan. Все таблички с названием конечной станции на трамваях дублируются на английском языке.
Кроме туристических старинных трамваев в Гонконге существует и современный транспорт подобного типа. Ветка скоростных легкорельсовых трамваев функционирует в Новых Территориях.
Водный транспорт
В целом система островов Специального административного район Гонконг насчитывает 260 участков суши разного размера. Кроме этого, залив Южно-Китайского моря разделяет город на два крупных района – сам центральный Гонконг и полуостров Колун. Интересных для туристов мест достаточно много на любом из этих мест, так что морской транспорт очень актуален. Конечно, если вы страдаете морской болезнью, то в полной мере не сможете насладиться прогулкой по водной глади, освежающим морским бризом и великолепным видом на Бухту Виктория. В таком случае отправляйтесь в метро или на автобус, подземные туннели соединяют полуостров Колун, материковый Китай и Гонконг. Однако если вы чувствуете в себе желание немного пробороздить морские просторы – садитесь на паром Star Ferry, это гарантированный способ поучить массу удивительных впечатлений. Этот сервис не зря носит название «Звездный паром», особенно яркие эмоции от путешествия можно получить в вечернее время суток, когда Гонконг зажигает мириады своих огней. Ночное освещение города поражает, сияющие небоскребы отражаются в темной морской воде, а неоновые вывески отбрасывают тысячи причудливых цветных лучей. У туристов есть возможность увидеть такое незабываемое зрелище, ведь большинство морских перевозчиков пускают паромы практически до полуночи.
Самый популярный маршрут — Star Ferry — соединяет станции Hung Hom и Tsim Sha Tsui на полуострове Колун со станциями Central и Wan Chai в Гонконге. Именно на этом водном сообщении открывается самый хороший вид на Бухту Виктория, фотография которой, пожалуй, есть у каждого туриста, посетившего Гонконг.
По маршруту курсируют достаточно старые, но надежные суда. Эти паромы регулярно проходят техническую проверку и находятся под контролем муниципальных властей. Их старина проявляется лишь в отсутствии повышенного комфорта, имеются только сидения класса стандарт. Но такая морская прогулка не длится долго, да и скучно сидеть вам вряд ли захочется, когда вокруг раскинулся один из самых больших портовых городов Азии. Но если вы все же хотите плавать по морю в условиях люкс, то для туристов по маршрутам курсируют более комфортные и скоростные виды морских паромов, такое путешествие обойдется вам дороже.
Кроме маршрута, соединяющего Гонконг и Колун, на пароме можно добраться и до удаленных островов региона. На них расположены любопытные достопримечательности, исторические памятники и развлекательные объекты. С причала Central Ferry Piers в центре города можно доплыть до островов: Peng Chau, Cheung Chau, живописного Discovery Bay, Lantau, Lamma и т. д.
Также именно на водном транспорте Гонконга проще всего добраться до острова Макао, который представляет интерес для туристов. Можно воспользоваться морским транспортом и для путешествия на побережье материкового Китая. На этих маршрутах курсируют скоростные паромы нового образца. В Гонконге на них можно сесть на причале Hong Kong Macau Ferry Terminal, который находится возле станции Sheung Wan. С полуострова Колун данные паромы отплывают на причале China Ferry Terminal около станции Tsim Sha Tsui.
В целом расположение терминалов всех перечисленных маршрутов очень удобное, они находятся в нескольких минутах ходьбы от центральных станций метро. На дорогах специально для туристов расположены соответствующие указатели, а сами причалы хорошо видны издалека, так что заблудиться достаточно сложно.
Что же касается оплаты, то билет на паром можно купить в автомате за наличные или опять же расплатиться при помощи Octopus Card. Стоимость морского путешествия зависит от расстояния и типа транспорта, плаванье на скоростном пароме обойдется дороже, а цена на билет прогулочного Star Ferry не превышает пары гонконгских долларов.
Фуникулер
Если вы уже побывали на нижнем побережье Гонконга и полюбовались на Бухту Виктории, то самое время отправиться в высокогорный Гонконг и посетить не менее живописный Пик Виктории. Обе достопримечательности были названы в четь английской королевы еще во времена правления британцев. Местные жители предпочитают называть вершину скромно – «Пик», она распложена на западе Гонконга и возвышается над уровнем моря на 552 метра, являясь самой высокой точкой острова. Побывать на Пике – обязанность каждого туриста, ведь разглядеть мегаполис с высоты птичьего полета можно именно отсюда.
Можно рискнуть и отправиться в пешее восхождение, испытав свою физическую подготовку, также гора соединена с Центром автомобильным сообщением. Но самый популярный среди туристов способ попасть на Пик Виктория – фуникулер.
Этот достаточно экзотичный вид транспорта называется Peak Tram и является мировым рекордсменом по протяженности маршрута. В наше время фуникулер открыт для общего пользования и является популярным видом развлечения, однако в прошлом им мог пользоваться только британский губернатор. Конструкция была построена и запущена в 1888 году, после чего неоднократно модернизировалась, несмотря на то что фуникулер имеет винтажный вид, это современный и надежный агрегат. Продолжительность путешествия всего восемь минут, на вершине туристов ожидают панорамные площадки, рестораны и клубы. Если решите отправиться на Пик Виктории, не забудьте взять с собой фотоаппарат, Гонконг в лучах солнца или в ночном освещении – пейзаж, достойный памятного снимка.
В центральной части города фуникулер отправляется из района Garden Road, где расположена посадочная станция Lower Peak Tram Terminus. Стоимость билета вполне умерена, хоть и больше, чем на других видах транспорта, вы опять же можете воспользоваться Octopus Card для расчета. Ждать вагончик не приходится долго, если вы опоздали, то придется постоять всего 10 минут.
Такси
Гонконг – одна из мировых столиц развлечений, знаменита тем, что веселье здесь не заканчивается никогда, а большинство заведений открыто круглосуточно. Однако, как и в большинстве городов мира, общественный транспорт Гонконга прекращает свою работу ближе к часу ночи. Метро закрывается, курсируют лишь последние локомотивы отдаленных маршрутов, трамваи и рейсовые автобусы уходят в парк, паромы швартуются на причалах.
Что делать, если вы желаете посетить несколько клубов или бутиков, отправиться на ужин в ресторан или заглянуть в казино? В этом случае оптимальный вариант – такси. Вы можете заказать подобную услугу и днем, особенно если спешите или не уверены в местонахождении своей цели и знаете только адрес. Поймать такси в Гонконге очень просто, их много, автомобили и водители курируются профессиональными агентствами, частных извозчиков здесь нет. Обращаясь к таксистам, турист может не волноваться о собственной безопасности, комфорте, сохранности багажа или размере расходов. Все авто оснащены кондиционером, обязательными задними и передними ремнями безопасности и, конечно, счетчиком. В конце поездки клиенту выдается чек, что важно – на этом чеке имеются личные данные конкретной машины и водителя.
Как и весь другой транспорт в Гонконге, такси имеет доступную стоимость. Расценки зависят от типа оператора-перевозчика. В городе таких компаний три, и они отличаются по цвету автомобилей. Самые распространенные красные такси имеют наиболее широкий охват, но и самые дорогие расценки. Такой оператор отвезет вас в любую часть центрального острова и полуострова Колун, они не обслуживают лишь район Tung Chung Road и юг Лантау. Поездка на красном такси обойдется вам в 20 гонконгских долларов, если дистанция до 2 км. После 2 км расчет ведется по 1,5 долларов за 200 метров, когда общая сумма превысит 72,5 долларов — по 1,0 за 200 метров.
Машины зеленого цвета отвезут вас в любой район Новых Территорий, они работают в основном в сельской местности. Если расстояние до 2 км, стоимость — 16,5 гонконгских долларов. После 2 км расчет ведется по 1,3 долларов за 200 метров, когда общая сумма превысит 72,5 долларов — по 1,0 за 200 метров.
Зона охвата синих такси – это весь остров Лантау. Отправляясь в поездку на дистанцию до 2 км, вы заплатите всего 15 долларов, дальше расчет будет вестись по 1,3 за 200 метров, когда сумма превысит 72,5 — по 1,0 доллару.
Стоит знать, что минута простоя считается как 200 метров пути, а каждый чемодан или крупный багаж добавляет 5 долларов к счету.
В самые распространенные точки интересов, такие как аэропорт или Диснейленд, туристов может отвезти такси любого из перечисленных операторов.
Кроме такси в распоряжении туристов имеются агентства по аренде легковых авто, такие организации предоставляют по требованию англоязычного водителя.
Выводы. Рекомендации
В целом общественному транспорту в Гонконге можно дать очень высокую оценку. Качество услуг, комфорт, скорость, безопасность и доступность – вот основные характеристики любого вышеперечисленного способа перемещения по мегаполису.
Конечно, Гонконг, как любой другой город, имеет и свои недостатки. В первую очередь – это пробки, но не стоит их с сравнивать с отечественными застоями на дорогах. Пробки в Гонконге – это замедленное движение транспорта в час пик, такое явление неприятно, но пробки быстро рассасываются. Если вы все же не хотите рисковать, опаздывая на встречу или самолет, – выбирайте метро. Схема гонконгского метро – самая удобная в мире, а электропоезда движутся со скоростью больше ста километров час. Даже путешествие из одной части города в другую на метро не займет больше часа времени. Также не стоит забывать о паромах, они представляют собой быстрый способ путешествий с острова Гонконг на полуостров Колун или обратно. На многих водных маршрутах курсируют скоростные суда, которые помогают оказаться в нужном месте в нужное время. Еще один существенный плюс: Гонконг отличается удобным расположением дорог и сообщений, а большинство видов транспорта имеют альтернативу.
Да, мне больше всего нравится в гонконге метро. Ходишь как в магазине. Магазины слева справа, как в торговом центре.